Чтобы понять, откуда дует ветер этой истории, необходимо перенестись в охваченную борьбой между протестантами и католиками Францию XVI века. Французские враги католического Рима назывались гугенотами. Немецкие же противники Рима времен Фридриха — это сторонники королей из династии Гогенштауфенов, или просто Штауфенов. И вот спустя 333 года после мира в итальянском Сан–Джермано во Франции заключается мир между католиками и гугенотами в Сен–Жермене. Мир этот был недолгим, и вскоре, в 1572 году, в Париже произошло истребление гугенотов, вошедшее в историю под названием Варфоломеевской ночи. Случилось это через 333 года после того, как римский папа во второй раз отлучил ненавистного ему Гогенштауфена от церкви, а тот, пытаясь взять Рим, потерпел под его стенами поражение и был вынужден отступить.
Глава католиков, устроивших гугенотам «праздник» святого Варфоломея, ― это папа Григорий XIII. Его настоящее имя Гуго. Фанатичный же и воинственный противник Фридриха ― это папа Григорий IX. Его настоящее имя Гуголино. Этот папа, кстати, во время войны с императором жил почему–то не в Риме, а в Перуджи. После всего вышесказанного сходство названия этого города с Парижем уже не кажется случайным.
На этом можно было бы поставить точку, но XVI век ― это было слишком давно, чтобы быть похожим на правду. Спустя не 333 года, а спустя 450 лет после Сан–Джерманского мира, в 1679 году, в Сен–Жермене был подписан еще один мирный договор. На этот раз французская и немецкая история сошлись в одну, потому что подписывал договор прусский герцог Фридрих Вильгельм. Помимо того, что этот немецкий правитель поддерживал гугенотов, у него и фамилия оказалась подходящей ― Гогенцоллерн (Точно так же, как и «Гогенштауфен», слово «Гогенцоллерн» состоит из двух слов. Считается, что эта родовое имя произошло от названия одного из немецких замков ― Цомерн. Сразу становится понятна одна из причин, по которым авторы истории XIII века «отправили» Фридриха II на юг Италии. Ведь там находился второй по значению город Сицилийского королевства после Неаполя ― Салерно). И вряд ли уж само собой получилось, что прусский трон достался этому Фридриху через 405 лет после того, как на трон римского королевства, отобрав его у сына, повторно сел наш герой Фридрих II.
Вернемся же к обоим Гогенштауфенам.
1230 Фридрих ведет мирные переговоры с папой в Ананьи 1176 Фридрих ведет мирные переговоры с папой в Ананьи 54Далее несколько строк о Генрихах, присутствующих в биографиях обоих императоров. Основной хронологический интервал здесь уменьшен на 9 лет и составляет 54 года.
1232 Для выяснения отношений Фридрих вызывает к себе из Германии сына Генриха 1179 Для выяснения отношений Фридрих вызывает в королевский трибунал Генриха Льва 54 1234 Генрих поднимает мятеж 1180 Генрих Лев объявляется мятежником 54 1235 Генрих приезжает к Фридриху с покаянием 1181 Генрих Лев приезжает к Фридриху с покаянием 54И снова возвращаемся к Фридрихам.
1237 Поход Фридриха в Ломбардию 1174 Поход Фридриха в Ломбардию 63 1246 Измена верного императору архиепископа Зигфрида Майнцского 1183 Смерть верного императору архиепископа Христиана Майнцского 63 1247 Оппозицией в Германии избирается новый король ― Вильгельм 1184 Фридрих роднится с Вильгельмом Сицилийским и признает его королевский титул 63 1250 Смерть Фридриха 1188 Фридрих принимает крест 63Воевал Барбаросса с папой, воевал и вдруг, под конец жизни, проникся духовными идеями и принял крест. То есть дал обет служения богу, оставил светскую жизнь и отправился в крестовый поход. Через год Фридрих погиб на чужбине. По одной из версий он упал с коня, когда тот переходил какую–то речушку вброд, по другой ― утонул во время купания. Нелепая история и такая же нелепая смерть. Могила его неизвестна.
Однако этим нумерологическая тема в биографиях двух Фридрихов не исчерпывается. Она прослеживается и в судьбах их сыновей ― Генрихов.
Генрих, сын Фридриха I, умер 28 сентября. Генрих, сын Фридриха II, умер 10 февраля. От первой даты до второй ― 135 дней.
Что можно еще сказать о сходстве биографий двух Фридрихов?
Фридрих II был у немецкого народа культовой фигурой. Еще бы! Образованнейший человек, полиглот, покровитель искусства и наук, неустрашимый и несгибаемый борец с папским Римом и притязаниями пап на чрезмерную власть и в то же время великий крестоносец, вернувший христианам Гроб господень и получивший корону Иерусалима. Неудивительно, что после его смерти появилось множество легенд, согласно которым он не умер, а живет за горами, за лесами и вскоре во главе могущественной армии обязательно вернется, чтобы восстановить справедливость и порядок.
Чаяния немецкого народа понятны, странно здесь другое. Эти легенды были перенесены на Фридриха Барбароссу, да к тому же появлялись в том или ином виде на протяжении нескольких сотен лет после смерти самого героя.
Впервые легенда о Фридрихе II как мессии была перенесена на его деда в начале XVI века. Историк, комментируя это явление, конечно, пишет, что это ошибка. Имея в виду, естественно, не хронологический аспект проблемы ― любые промежутки времени историкам кажутся нормальными, ― а отождествление двух личностей. Но дальше замечает, что с течением времени легенда встречается все чаще и окончательно утверждается в самом начале XIX века. Слова «все чаще» вызывают сомнение в достоверности ее трехсотлетнего развития. В естественной истории должно быть не «чаще», а «реже». Не означает ли всё это, что она на самом деле лишь появилась в конце XVIII века, а в прошлое она попала вследствие операции по удревнению истории? И не следует ли это понимать так, что в народе на рубеже XVIII–XIX веков различия между Фридрихами не существовало, и оно появилось в результате шаманско–просветительской деятельности историков позже?
Генрих VI ― Конрад III
Конрад умер 15 февраля, а Генрих — 28 сентября. От первой даты до второй ― 225 дней.