В 70-е гг. прошлого столетия методом хроматографии было показано, что сыворотки больных пузырчаткой, в состав которых входили все четыре субкласса IgG, никогда не фиксировали комплемент [Sams W. M. Jr., Schur P. H., 1973]. Это явление характерно для формирования неполных иммунных комплексов. Многочисленные исследования демонстрируют, что IgG-фракции больных пузырчаткой самостоятельно, без участия комплемента, индуцируют акантолиз в культуре ткани [Farb R. M. et al., 1978; Schiltz J., Michel B., 1976; Singer K. H. et al., 1980]. Высокая концентрация IgG в тканях способствует освобождению протеаз, активации плазминогена и вовлечению их в патологический процесс [Hashimoto K. et al., 1983; Morioka S. et al., 1984]. Экспериментально продемонстрировано, что очищенный ингибитор активатора плазминогена 2 плаценты человека может предотвращать в культуре клеток акантолитические изменения, индуцируемые IgG-антителами пузырчатки [Hashimoto K. et al., 1989].
По нашим данным при изучении субклассовой характеристики циркулирующих IgG-аутоантител в сыворотке крови больных было выявлено, что у всех (100%) больных независимо от клинической формы и стадии развития пузырчатки присутствовали IgG2-аутоантитела и в 86,2% случаях – IgG4-аутоантитела [Махнева Н. В. с соавт., 2013]. Преобладание IgG2/IgG4-аутоантител свидетельствует о хронической антигенной стимуляции, преимущественно гликопротеиновой природы. IgG1 и IgG3-аутоантитела выявлены в 60,1 и 41,4% случаев соответственно (рис. 4.3).
Следует отметить, что IgG4-аутоантитела являются доминирующим субклассом на всем протяжении развития заболевания с наибольшей активностью в стадии обострения (100%). IgG1-аутоантитела проявляли наибольшую (75%) активность при впервые выявленной патологии. Вместе с тем оба указанных субкласса присутствуют и играют ключевую роль на протяжении всего периода развития болезни [Махнева Н. В. с соавт., 2013]. Об этом свидетельствуют циркулирующие аутоантитела в сыворотке больных аутоиммунной пузырчаткой в стадии ее клинической ремиссии с доминирующими (71,4%) IgG4-аутоантителами. Циркулирующие IgG1 и IgG3-антитела выявлены в данный период болезни с одинаковой частотой (по 28,6%). Таким образом, выявление выраженной иммунофлюоресцентной реакции с IgG4 и/или IgG1-аутоантителами еще раз подтверждает основную патогенетическую роль данных аутоантител в развитии и течении аутоиммунной пузырчатки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Петр Васильевич Никольский (1858—1940) родился 1 сентября 1858 г. в Усмани Тамбовской губернии в семье священника. После окончания Тамбовской духовной семинарии «по первому разряду» в 1877 г. поступил на медицинский факультет Московского университета. В следующем году он перевелся на II курс медицинского факультета Киевского университета им. Святого Владимира и окончил его со степенью «лекаря с отличием» (диплом за №770 от 9 апреля 1885 г.). После окончания ординатуры при «клиническом отделении накожных и сифилитических болезней» на базе сыпного отделения Киевского военного госпиталя по представлению проф. М. И. Стуковенкова был избран факультетом в стипендиаты сроком на три года для приготовления к профессорскому званию. В 1896 г. Никольский П. В. защитил докторскую диссертацию на тему «Материалы по изучению pemphigus fоliaceus Cazenavi», в которой впервые представил описание механической отслойки эпидермиса при пузырчатке [Глухенький Б. Т. с соавт., 2003; Торсуев Н. А., 1953]. В 1899 г. Никольский П. В. заведовал клиникой дерматологии Варшавского университета. В 1915 г., во время Первой мировой войны, медицинский факультет Варшавского университета был эвакуирован в г. Ростов-на-Дону, где Никольский П. В. возглавлял кафедру дерматовенерологии до 1930 г.