Алексей Маслов - Другое человечество. Здесь кто-то побывал до нас.... Страница 59

Им было доступно священное

Как только начались активные исследования неандертальских поселений, открылась неожиданная подробность, которая до сих пор представляет собой одну из величайших загадок того поколения человечества – они обладали верованиями, поклонениями и ритуалами.

У современного человечества отобрали еще один признак его высокой и эксклюзивной разумности – веру, знание о священном и прямую беседу с Богом.

Если все это сопоставить с тем фактом, что неандертальцы не были нашими прямыми предками, то это демонстрирует, что рядом с нами жило человечество, которое было не менее духовным и не менее «богобоязненным», чем наше. Пускай они не создали роскошных храмовых построек и не написали священных книг, но очевидно, что особое чувство священного было им хорошо знакомо. Возможно, даже более чем нам – естественность их жизни позволяла самым непосредственным образом общаться с высшими силами.

У них – и это очень важно! – были свои погребальные ритуалы. Само наличие в культуре погребального ритуала говорит о многом. Такой ритуал возникает как внешнее оформление представлений о возможности загробной жизни и о ценности самой человеческой жизни. У животных понимание ценности жизни отсутствует, там действуют инстинкты самосохранения, у людей же впервые появляется разделение миров на «наш» – земной – и некий потусторонний мир, куда отправляется душа человека. И погребальные ритуалы, а также рисунки на стенах, изготовление ритуальной утвари и многое другое нацелены на то, чтобы установить, а затем и не утратить связь с иным миром, с теми, кто ушел из этой жизни. Само по себе это требует очень сложных и во многом абстрактных построений, предполагающих наличие невидимого, духовного мира. Таким образом, верования или, что будет более точным, религиозность как особое мироощущение развивалась еще в неандертальском обществе, постепенно перерастая в более поздний шаманизм.


Погребение неандертальцев в пещере Кафзех, недалеко от Назарета, которому ок. 100 тыс. лет. Они хоронили своих умерших в соответствии с разработанными ритуалами


В захоронения, запечатываемые надгробными плитами, неандертальцы клали цветы, а тела умерших укладывали специальным образом, возможно, ориентируя их по сторонам света, как это встречается в ранних культурах. Обнаружены целые захоронения из черепов пещерных медведей, положенных один на другой, что говорит о сложных магических представлениях неандертальцев. Неандертальцы носили украшения из зубов животных! – вот это действительно неожиданный прогресс по сравнению со всеми другими предшественниками современных людей. Само украшение свидетельствует в древности не столько о приверженности неандертальцев к какой-то «первобытной эстетике», сколько об особой охотничьей магии, верованиях в защитную силу амулетов.

Они действительно пребывали в мире священного, абсолютно не отделяя себя от него, как это можно сегодня встретить у некоторых народов Австралии, Индонезии или Африки. Они ощущали себя интегральной частью некоего священного пространства, вероятно, даже не осмысливая его. Ведь начать осмыслять – это значит потерять.

В неандертальских погребениях в долине Лапедо в Португалии тела умерших покрывали красной охрой, цвет которой ассоциировался с кровью и символизировал, скорее всего, не столько саму смерть, сколько возможность продолжения жизни в ином состоянии, – эту традицию можно встретить в ранних культурах людей современного типа. В этом же погребении рядом с телом четырехлетнего ребенка обнаружены просверленные кости оленей и раковины моллюсков, само же тело было положено на особого рода кровать из растений [378, 32]. Поразительным образом неандертальцы по крайней мере 25–30 тыс. лет назад уже обладали развитыми представлениями о загробном мире, их ритуалы были близки к современным погребальным культам, и даже сам способ захоронения повторял погребения людей современного типа, распространенные практически по всей Европе. Что это – преемственность?

Более того, магия смерти как особое представление о многомерности жизни, безусловно, была развита у неандертальцев по крайней мере не меньше, если не больше, чем у современных людей. И все новые и новые находки углубляют представления о зарождении этих представлений у неандертальцев. В 2003–2004 гг. были найдены кости и черепа, возраст которых около 160 тысяч лет и которые после смерти были тщательно отполированы. Оказывается, и «другие люди» тоже готовили своих родственников к путешествиям в мире смерти.

Цивилизация неандертальцев

Когда мы произносим слово «цивилизация», обычно рисуется что-то грандиозное… Мы привыкли представлять цивилизацию как совокупность городов и ритуальных построек, системы управления обществом и централизованной власти, наличия разделения труда и создания большого и развитого хозяйства. И сегодня с трудом представляем, что на земле может существовать вообще совсем иная цивилизация. Цивилизация, обладающая совсем другими характеристиками и чертами.

Например, достаточно представить, что все коммуникации между людьми происходят не при помощи речи, а через телепатическую связь, и тотчас исчезает целый «видимый» пласт цивилизации. Например, отпадет необходимость в письменах и книгах, в создании телефона и всяких проводных и беспроводных сетей. И возникает цивилизация, очень далекая от технократического развития. Ведь если то, что уже существует, позволяет человеку жить вполне спокойно и счастливо, то и не имеет смысла создавать что-то иное. Все это оказывается лишь неоправданным излишеством. И от такого человечества останется очень мало следов – разве что только костные останки и некоторые орудия труда.

Современное человечество, живя на земле в десятки раз меньше своих предшественников, самым поразительным образом сумело создать массу излишеств, которую само же и вынуждено обслуживать. Вступив однажды на путь отделения себя от природного мира, мы оказались прокляты тем, что вынуждены создавать самые разные механизмы, обслуживать их, создавать механизмы для создания механизмов, обслуживать и их – и так до бесконечности.

Вот, например, речь как способ передачи информации. Сегодня у современного человечества она стала едва ли не единственным подобным способом общения, и под него подстроено всё – письменность, кодирование сигналов по сетям и даже различного рода священные тексты как способы передачи знания. Это – особого рода «знаковая цивилизация», построенная на сложных законах семантики, требующая постоянно «отображать мысль». Это не только книги и фильмы, но и религиозные постройки (знак высшего божества), статуи (знак славы), административные здания (знак власти), надгробные обелиски (знак памяти о предках) и многое другое.

Вообще многочисленные рассуждения о священном и о божественном говорят обычно о том, что само это священное уже утрачено. Оно уже не живет где-то внутри, поскольку человек безвозвратно отпал от него. Именно тогда в страхе потерять даже его остатки люди пишут сакральные книги, создают систему тайных знаков и собираются внутри религиозных сообществ.

Современный человек вынужден уже сам себе объяснять, что такое «божественное» – разве не на этом базируются все религиозные проповеди и священные книги? А объясняя, пытается заключить в слова то, что превосходит эти слова и знаки в миллионы раз. Объясняя, он теряет. Выраженное словами и знаками, безвозвратно отдаляется от изначальной природной естественности.

В противоположность этому, ни одно животное никогда ничего не «объясняет», в нем изначально самим божественным или природным механизмом заложены необходимые для жизни навыки. Неандертальцы были, скорее всего, частью той природной цивилизации, где не было необходимости ни в развитых коммуникациях, ни в объяснениях, ни в монументальных постройках. Они знали о божественном, но не рассуждали о нем, технически они могли создавать дома и храмы, но не чувствовали в этом потребности. Они находились еще как бы «внутри» этого целостного мира, мы же стоим уже «снаружи», и об этом очень точно говорит предание об «изгнании из Эдема», отпадении от божественного начала.

Жилищ, скорее всего, неандертальцы не строили и жили в пещерах. Земледелием не занимались. Зачем? – ведь вокруг и так полно пищи, а поле приходилось бы все время обрабатывать и бороться с птицами, что склевывали бы урожай. Основным источником пищи было собирательство – они в основном питались кореньями и плодами. Так может быть, они были удачными охотниками? Скорее всего, нет, как и большинство современных аборигенов, охотились они не очень успешно и чаще подбирали павших животных. На стоянках неандертальцев находят главным образом тщательно раздробленные и обглоданные кости разной дичи.