Отдай мне свои очки!
Знаменитые окуляры и те, кто первыми их надел

Пика абсурда вкусы Элтона Джона в том, что касается очков, достигли в 1974 году, когда он предпочитал оправы в форме сердца, украшенные стразами, с огромными металлическими кольцами и т. д. Очки в тропическом стиле какое-то время были самыми любимыми, но вскоре это начало раздражать. «Когда обо мне говорят, – жаловался он в 1976 году, – все почему-то представляют жуткие ботинки, оранжевые волосы и огромные очки. Это прилипло ко мне намертво».

В сентябре 1966 года Джон Леннон отправился в Испанию на съемки фильма «Как я выиграл войну» – это была черная комедия режиссера Ричарда Лестера, который привлек к участию The Beatles. Леннон играл рядового Грипвида, и для этой роли потребовались докторские круглые очки. С этого времени он носил их не переставая, примерно до 1973 года. И еще тридцать шесть лет, с согласия Йоко Оно, продаются очки «в стиле Леннона». Думайте об этом что угодно.

На ранних фотографиях Орбисона видно, что фирменные черные очки – как правило, RayBan Wayfarers – появились у него довольно рано, и случилось это благодаря известному недоразумению. По рассказам его вдовы Барбары, когда он гастролировал по Великобритании вместе с The Beatles в мае 1963 года, «однажды он забыл обычные очки, и ему пришлось надеть темные, а потом он сделал это своим фирменным стилем». Ясное дело, очки оставались на месте до смерти музыканта в декабре 1988 года.

Когда в 1965 году исполнение песни Дилана Mr. Tambourine Man сделало The Byrds знаменитыми, лидер группы носил так называемые «очки Бена Франклина», названные так в честь прямоугольных очков одного из отцов-основателей США (популяризатора электричества и изобретателя бифокальных линз). Идею подал ему Джон Себастиан из группы Lovin’ Spoonful. «Я шел по Макдугал-стрит в Гринвич-виллидж, – вспоминал Макгуинн, – а навстречу мне Себастиан в этих очочках. Он сказал: «Померяй, чувак, они клевые!» Макгуинн через какое-то время очки все же снял – но за ними уже выстроились в очередь панк-рокеры, среди которых были Джонни Роттен/Лайдон и Кэптен Сенсибл из The Damned.

Еще когда Холли жил в родном Техасе и не был знаменит, он пытался носить контактные линзы, после чего перешел на самые неброские оправы. Однако окулист д-р Дэвис Армистед утверждает, что убедил его попробовать что-то новое, и подобрал две тяжелые пластиковые оправы во время поездки в Мехико. «Я показал их Бадди, – вспоминает он, – и он выбрал черные. Он сказал, что это отличная мысль». Холли заплатил за них не больше 20 баксов. В 1998 году общественная организация в его родном городе собрала 80 тысяч долларов, чтобы выкупить те очки, что он носил в 1959 году, перед смертью.

Когда он играл на бас-гитаре с Джеймсом Брауном, музыкант-виртуоз, при рождении получивший имя Уильям Коллинз, одевался крайне неброско, но когда в 1972 году он сошелся с группой Джорджа Клинтона Parliament-Funkadelic, появились яркие сценические костюмы, «космическая» бас-гитара в форме звезды и фирменные звездные очки Коллинза (на рисунке – оправа 1978 года). «Если я выходил куда-то без звездных очков, – говорил он, – у меня все спрашивали: «Эй, чувак, а где же очки?» Так что я решил носить их все время, чтобы никого не расстраивать».
«Ты пиши, я буду продавать»
История королей глэм-рока Slade в костюмном аспекте
Дэйв Хилл
«Главное – произвести впечатление»
Мрачные то были времена, до середины 70-х: забастовки, перебои в электроснабжении, скачки цен на нефть, всего три телеканала и масса неудобоваримой музыки (взять хоть тех же Yes). Так что нам очень повезло, что пришел наконец глэм-рок и решил украсить нашу унылую жизнь всем собой – и не только бодрящей музыкой, но и слепяще-яркими нарядами. И в обоих отношениях никто не справился с задачей лучше, чем гонзо-рок, квартет из Уолверхемптона под названием Slade. 12 хитов группы входили в топ-пятерку подряд с 1971 по 1974 год. На костюмном фронте их ударной силой был гитарист Дэйв Хилл, носивший одну из самых странных причесок в истории рока (это было сочетание двух разных стрижек на одной голове – как он сам однажды сказал: «Короткая челка, длинные бока – и я мог мазать лоб блеском!») и привлекший двух студентов-модельеров, Стива и Барбару Мегсон, к созданию совершенно умопомрачительных нарядов. «Для меня главным было произвести впечатление, – вспоминал он позднее. – Я хотел не просто оказаться на вершине хит-парада, а стать там самым заметным. Я точно знал, что делаю».

Дэйв Хилл в своем фантастическом наряде: «Готов встретить завтрашний день!»
«Мы понятия не имели, что он выдумает еще, и это было весело, – рассказывает солист-гитарист Нодди (Невилл) Холдер. – Обычно все случалось не на концерте. Он сперва проверял костюмы на телевизионщиках, а то некоторые бывали слишком неудобными. Так было на передаче Top Of The Pops. Он шел в туалет в гримерке. Нам он заранее показываться не хотел, чтобы мы все увидели вместе с публикой. И вот он шел переодеваться. Но внутрь никого не пускали, пока он не закончит. А потом вдруг делалось тихо, и мы понимали, что он почти готов. И кричали: «Выходи! Покажись нам!» И он выходил в очередном прикиде».
Среди костюмов Хилла были, к примеру, «Металлическая монашка» (платье и корона Клеопатры, – по воспоминаниям Холдера) и «Небесная курица» (что-то типа скафандра с перьями). Для японских гастролей Мегсоны создали ему нечто вроде фантастического кимоно, но самым знаменитым прикидом Хилла был «Супер-шпана» с гитарой того же имени. «Я носил футуристические, космические шмотки, – пояснял он. – В космосе творилось столько всего интересного, а у нас было только черно-белое ТВ. Моя гитара должна была напоминать лазерную пушку. Ну, знаете, космическую такую».
Тридцать лет спустя он вспоминает свой любимый костюм, который был сшит для исполнения сингла Merry Xmas Everybody, написанного, чтобы приободрить британцев в 1973 году. «Весь белый, с серебристыми вставками, а еще на мне были сапоги со знаками доллара. И это было круто, как из будущего. Я как бы говорил: «Я готов встретить завтрашний день!»
Нодди Холдер
«Как дюжина факелов на голове»

Нодди Холдер, цилиндр с зеркалами – и потрясенная публика
Когда хиты пошли косяком, солист и фактический основатель Slade имел только один пунктик в одежде: костюмы в клетку. Но вскоре и ему захотелось чего-то большего. «Я увидел по телику Лулу, – говорит Нодди Холдер. – На ней было платье в блестках, свет отражался во все стороны, и я подумал: ого, круто, вот бы на сцене так».