Дело было серьёзное. Юношеская ёрническая атеистическая поэма Пушкина через семь лет после её написания попала на глаза петербургскому митрополиту, который передал её в Верховную комиссию, решавшую все важнейшие дела в стране в отсутствии Николая I, бывшего в это время в действующей против турок армии. Комиссия послала запрос Пушкину: им ли написана поэма? Пушкин ответил, что не им. Им же сделан с неё список ещё в лицее, а потом список он куда-то затерял.
Вернувшийся Николай потребовал, чтобы Комиссия снова обратилась к Пушкину с вопросом, от кого он получил рукопись. Пушкин отвечал, что рукопись ходила между офицерами гусарского полка, но кто дал её ему, он не помнит.
Пушкин знал о перлюстрации почты, поэтому в письме Вяземскому называет автором поэмы покойного князя Дмитрия Петровича Горчакова, поклонника Вольтера и потому слывшего вольнодумцем. Понимает, что это имя сообщат Комиссии и царю.
Наверняка сообщили. Другое дело – поверили ли Пушкину?
Интересующихся ответом на этот вопрос мы отошлём к специальной литературе, которую легко прочитать в Интернете. А сами займёмся князем Дмитрием Петровичем Горчаковым.
Он был родственником известного графомана графа Хвостова. Дружил с ним. И потому выступал с эпиграммами и сатирами против Фонвизина, Княжнина, В. Капниста, А. Облесимова.
В истории литературы остался своими рукописными сатирами, которые производили впечатление на современников. К началу XIX века приобрёл репутацию «русского Ювенала». Наибольшей известностью пользовалось «Послание к князю С.Н. Долгорукову», высмеивающее «полупросвещение» и засилье иностранной моды в нравах и литературе (реминисценции «Послания» легко обнаружить в «Горе от ума» Грибоедова).
Горчаков первым ввёл в русскую литературу жанр «святок» (подражание французскому «ноёлю»), который был подхвачен Пушкиным и Вяземским.
В 1804–1806 сотрудничал в журнале «Друг просвещения», противостоящем карамзинистам. С 1811 года был действительным членом «Беседы любителей русского слова», сблизился с его руководителями, в частности, с адмиралом А.С. Шишковым.
С другой стороны, преклонение перед Вольтером, антиклерикальные мотивы, вольные «ноёли» создали Горчакову репутацию вольнодумца и атеиста.
Умер Дмитрий Петрович 11 декабря 1824 года. Родился 12 января 1758 года.
Ну, вот – пример его «святок»:
Как в Питере узнали
Рождение Христа,
Все зреть его бежали
В священные места.
Царица лишь рекла, имея разум здравый:
«Зачем к нему я поплыву?
И так с богами я живу
С Эротом и со Славой».
Однако же с поклоном
Спешат вельможи в хлев.
Потёмкин фараоном
Приходит, горд, как лев,
Трусами окружён, шутами, дураками,
Что зря, ослу промолвил бык:
«К беседе нашей он привык,
Так пусть побудет с нами».
За ним спешат толпою
Племянницы его
И в дар несут с собою
Лишь масла одного.
«Не брезгай, – все кричат, —
Христос, дарами сими;
Живём мы так, как в старину,
И то не чтим себе в вину,
Что вместе спим с родными.
Потом с титулом новым
Приходит чупский граф,
Чтоб, канцлерство Христовым
Предстательством достав,
Способней управлять мог внешними делами.
«Постой, – сказал ему Христос, —
Припомни прежде, где ты взрос,
И правь пойди волами».
За ним тотчас ввалился
К[нязь], главный прокурор.
Христос отворотился,
Сказав, потупя взор:
«Меня волос его цвет сильно беспокоит:
Мой также будет рыж злодей».
Иосиф отвечал: «Ей-ей,
Один другого стоит».
Спокойно все сидели,
Как вдруг Шешковский вшел.
Все с страху побледнели,
Христос один был смел,
Спросил: «Зачем пришёл?» – и ждал его ответу.
Шешковский тут ему шепнул:
«Вас всех забрать под караул
Я прислан по секрету».
И, вышед из почтенья,
Он к делу приступил,
Но силой провиденья
В ад душу испустил.
Мария тут рекла: «Конец ему таковский,
Но ты словам моим внемли:
Уйдём скорей из той земли,
В которой есть Шешковский».
Понятно, что ветхость стиха мешает оценить нам его содержание. А оно для того времени невероятно крамольно. Шутка ли! Сама царица отказывается жить по-христиански. Что уж говорить о Потёмкине – её высокопоставленном фаворите! О его племянницах Анне, Александре, Варваре, Екатерине и Татьяне Васильевне! О «чупском» (то есть украинском – от «чуб») графе А.А. Безбородко, который потому и предлагает себя Христу в канцлеры, что управлял «внешними делами» Екатерининского двора. Ну, а Шешковский – заведующий Тайной экспедиции Екатерины, где он лично пытал так называемых государственных преступников, мог быть только символом безбожия – знаком Антихриста.
Всё это так. Но какую надо было иметь смелость, чтобы распространять такие стихи даже в списках!
* * *Евгений Яковлевич Колбасин, родившийся 11 декабря 1831 года, был весьма разносторонним литературным деятелем.
Дебютировал повестью «Энтузиаст» (1849). Помещал повести и историко-литературные статьи в «Москвитянине», «Современнике», «Отечественных записках».
Весьма заметными для читателей были историко-литературные работы Колбасина «Литературные деятели прежнего времени: Мартынов, Курганов и Воейков» (1859) и «Певец Кубры, граф Хвостов» (1862).
Повести Колбасина в целом принимались публикой неплохо и вызвали похвальный отзыв Добролюбова. Их много. Лучшие из них «В деревне и Петербурге» (1855), «Девичья кожа» (1858), «Дядюшка» (1860), «Семь клевет на любовь» (1861).
Колбасин любил Карамзина и со своими предисловием и примечаниями опубликовал в 1858 году переписку этого писателя за 1799–1826 годы.
Скончался 10 октября 1885 года.
* * *Владимир Антонович Голованов, родившийся 11 декабря 1939 года, окончил ВГИК (сценарный факультет) в 1963 году и Высшие курсы сценаристов и режиссёров (режиссёрский факультет) в 1972-м. Дебютировал в мультипликации весьма заметно: по его сценарию режиссёр Ф. Хитрук снял «Фильм, фильм, фильм» (1968).
Он написал сценарии и художественного кино: «Варька» (1971), «Бесстрашный атаман» (1973), «Приключения Травки» (1976), «Марка страны Ганделупа» (1977), ещё несколько. Но по-настоящему развернулся именно в мультипликации. Ему принадлежат сценарии культовых мультяшек «Шёл трамвай десятый номер» (1974), «Вот какой рассеянный» (1975), «Девочка и медведь» (1980), «Кошкин дом» (1982), «Горшочек каши» (1984), «Гаврош» (1986), «Солдат и чёрт (1990), «Короли и капуста» (1996), «Василий Тёркин» (2003), «Каштанка» (2004), «Снегурочка (2006). А ведь я не назвал и половины сценариев мультипликационных фильмов, написанных Головановым.
В 1993 году он написал сценарий и снял как режиссёр фильм «Где обедал воробей?» по известному стихотворению С.Я. Маршака.
Владимир Голованов – один из создателей Открытого Российского фестиваля анимационного кино, известного как «Таруса», потом как «Суздаль». В 2007 году ему вручён приз имени Вячеслава Маясова за клад в развитие Суздальского фестиваля.
* * *На вечере в ЦДЛ по случаю своего шестидесятилетия Аркадий Акимович Штейнберг (родился 11 декабря 1907 года) прочитал поэму «К верховьям» с такими стихами в ней:
Но эта жизнь была не хуже
Любой другой; она была
Мелькнувшей в темноте и стуже
Частицей света и тепла.
Чего же требовать иного
В последний из прощальных дней?
Какая, в сущности, основа
Упрёков, обращённых к ней?…
Замечательный поэт, почти неизвестный своими оригинальными стихами читателю, он не хулил жизнь, довольствовался ею.
А ведь с тех пор, как известнейший сборник «Тарусские страницы» напечатал его обширную подборку, казалось, что стихи его замелькают в прессе, что выйдут книги не только его переводов. Хотя и за перевод Мильтона «Потерянный Рай» мы должны благодарить судьбу, что он вышел. Вышел и встал, по слову С. Аверинцева, в один ряд с «Илиадой» Гнедича, «Одиссеей» Жуковского, «Божественной Комедией» Лозинского.
Нет, в самом деле, за что упрекать жизнь, которая наделила тебя талантом великого переводчика, и этот талант донесла до читателя?
За арест в 1937-м, с которого началась с перерывами тюремная история человека?
«Не буду рассказывать о ходе дела, – писал он о первом своём пребывании в тюрьме: – меня здорово лупили. Во время следствия никаких обвинений не предъявляли, а предлагали самому сознаться в чём-нибудь. Я ни в чём не сознавался […] Что там творилось в этой тюрьме, это не моего пера, что называется, дело. Это даже не Мильтон – это Данте! Меня били по почкам. Потом, когда везли на Дальний Восток, у меня была кровь в моче в течение целого месяца. Но следователь от меня ничего не добился».